Оружейное искусство Ирана

В Иране издревле существовало высокоразвитое оружейное производство. Иранские мастера оказали большое влияние на развитие многих видов оружия, бытовавшего в сопредельных странах, и, в свою очередь, использовали элементы украшения и технологию производства оружия стран-соседей.

В северо-западном регионе Ирана, граничившим с Кавказом, происходило смешение персидского стиля с кавказской манерой украшения оружия. Среднеазиатский оружейный стиль также довольно близок к иранскому в том, что касается типов и форм оружия. Схожесть в стиле и мотивах украшений затрудняет подчас возможность отнести тот или иной образец к искусству конкретной страны. Это сходство оправдывает появление объединяющих терминов «индо-персидский» и «турко-персидский» в восточном оружиеведении.

Наивысшего расцвета оружейное производство достигает в правление династии Сефевидов. Возрождаются оружейные центры, разгромленные Тимуром, главные из которых — города Исфахан, Тебриз, Керман и Хоросан. Оружие становится произведением искусства, объектом восхищения и коллекционирования. Иранское оружие украшено общим для всего исламского мира орнаментом — арабеской (ислями), представляющим собой причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, построенное на бесконечном повторении одного или нескольких фрагментов узора. Надписи на клинках, щитах и шлемах, выполненные одним из канонических почерков, например, куфи, содержали цитаты из Корана или хадисов (жизнеописания пророка Мухаммеда, его деяния и высказывания) и воззвания к Аллаху.

Орнаментика и надписи традиционно располагались в нижней части клинка (пяте) у самой рукояти. Короткие надписи размещались поперек клинка, а длинные шли вдоль обуха. Надписи на персидских клинках иногда содержат имя мастера, что, однако, далеко не всегда может помочь при атрибуции клинка: надпись либо выполнена по форме «работал такой-то», либо содержит заведомо ложную информацию. Примером этого может служить часто встречающееся имя Асадаллаха Исфахани (что означает «из города Исфахана»), ведущего оружейника шаха Аббаса (вторая половина XVI в.), на клинках более позднего времени, то есть имеет место использование известного имени для придания дополнительной ценности клинку. При этом далеко не всегда мастером осуществлялась попытка фальсификации подписи — наоборот, зачастую картуш с именем Асадаллаха выполнялся нарочито небрежно, как бы выполняя функцию «торговой марки».

Помимо растительного орнамента, на персидском оружии часто встречаются изображения животных и людей, что не являлось характерным для остального мусульманского мира. Одним из объяснений этого может служить тот факт, что иранцы принадлежали к шиитскому направлению ислама, которое, в отличие от более строгого суннитского, дозволяло изображения «идолов».

С XVII века рукояти и ножны стали украшать миниатюрной живописью. Наиболее часто встречаются изображения райского сада, юношей, девушек и охотничьих сюжетов. В каджарский период получает распространение украшение предметов вооружения драгоценными и полудрагоценными камнями. Помимо декоративных функций, каждый камень нес дополнительную смысловую нагрузку: нефрит — камень победы, жемчуг — символ чистоты, рубин — уста красавицы и так далее.

Иранские сабли и кинжалы отличались совершенством форм и великолепными боевыми качествами булатной стали. В ней сочетались красота, твердость, гибкость и возможность затачивать лезвие до поразительной остроты. Атрибуция иранского оружия весьма непростая задача. Сложность ее заключается в малом количестве сохранившихся ранних образцов холодного оружия. В Персию в большом количестве поступали индийские клинки, которые декорировались местными мастерами. В свою очередь, персидское оружие экспортировалось в Индию, Турцию и другие восточные страны. В государственных музейных собраниях и частных коллекциях сохранилось не так много образцов иранского оружия, изготовленного до XVI века. Лучшие сабли и кинжалы, выкованные из превосходного булата, относятся к эпохе Сефевидов. Они отличались изящной простотой и были украшены одним или двумя картушами с золотой насечкой. В эпоху Каджаров стиль украшения изменился. На поверхности клинков появляются обширные зоны, покрытые резьбой и насеченным золотом орнаментом, а также изображения растений, животных и людей. Плотная орнаментальная насыщенность в украшении клинков позволяет отнести их к более поздней эпохе. Именно в этом заключается различие между ранними сефевидскими клинками XVI-XVII веков и каджарскими клинками XIX века.