Елисейский Дворец — главное здание страны, символ высшей власти во Франции и эталон французского классицизма. Почему же тогда все путеводители уделяют ему на своих страницах не более двух строк? Он находится в тени — и в прямом, и в переносном смысле. Густая зелень отделяет его от Елисейских полей и почти крепостная стена от улицы Фобур Сент-Оноре. Этот дворец всегда был на первых ролях и в архитектуре и на исторической сцене, но никогда не занимал того исключительного места, которое принадлежит Версалю, Лувру или Тюильри. А между тем он был и остается одним из самых значительных памятников французской архитектуры.
История Дворца начинается в 1718 году, когда архитектор Арман-Клод Молле (племянник Андре Ленотра — автора садов Тюильри, Елисейских полей и парка Версальского дворца) продал принадлежавший ему земельный участок в предместье Сент-Оноре графу Д’Эврe. Контракт предусматривал, что Молле будет поручено строительство графской резиденции.
Строительство завершилось через четыре года. Ансамбль соответствовал архитектурной моде того времени: дворец был построен по центральной оси между полукруглым величественным двором (со стороны улицы), соответствующим престижному положению графа Д’Эврe, и французским регулярным садом (со стороны Елисейских полей). Базовая планировка сохранилась и после всех перестроек.
Благодаря появлению этого архитектурного ансамбля уже в середине XVIII века о новом квартале современники заговорили как о самом красивом в столице.
После смерти графа дом был куплен фавориткой Людовика XV мадам де Помпадур. Лассюранс, ее любимый архитектор, переделал парадные покои и благоустроил второй этаж дворца. Сад обогатился новыми аллеями, каскадами, позолоченным гротом, лабиринтом.
Людовик XV унаследовал дворец, который таким образом стал королевской собственностью. Сначала особняк предоставили иностранным послам, а в 1765 году король разместил здесь для “любителей изящных искусств и любопытных” картины Жозефа Верне. Вскоре памятник архитектуры превратился в королевский склад мебели и в 1773 году был продан финансисту Николя Божону. Полная перестройка дворца была поручена архитектору Этьенну-Луи Булле. Он переоборудовал Малые аппартаменты, тем самым дав возможность разместить здесь богатую коллекцию живописи банкира.
Другие части здания тоже подверглись сильной реконструкции. Сад полностью поменял свой облик и превратился в английский парк с извилистыми дорожками и ручейками, впадающими в озеро. Таковым он остается и до сегодняшнего дня.
В последующие годы дворец переходит из рук в руки, и даже на некоторое время превращается в помещение для народных гуляний, тогда же он получил имя Елисейского Дворца (благодаря близости к знаменитой променаде).
Последним частным владельцем знаменитого поместья стал маршал Франции Иоаким Мюрат. Он постарался вернуть блеск бывшему владению графа Д’Эврe, для этой цели были приглашены Бартелеми Виньи и Бартелеми Тибо. Это они создали Парадную лестницу и Картинную галерею (сегодня на ее месте располагается Зал Мюрата, где проходят заседания совета министров) и в очередной раз перестроили Малые аппартаменты.
В 1808 году маршал передает Дворец во владение Императора — с этого момента история Елисейского Дворца неразрывно связана с историей страны.
Наполеон живет здесь с марта 1809 года до начала Австрийского похода и возвращается в 1812-м. Здесь же, в Серебрянном будуаре, он подписывает отречение от власти. Следующим жильцом дворца становится русский император Александр, его сменяет герцог Веллингтон.
В 1853 году дворец предоставляют в качестве резиденции невесте Наполеона III, будущей императрице Евгении. Ради нее император решается на новую реконструкцию. После работ, проведенных под управлением архитектора Жозефа-Эжена Лакруа, дворец принимает тот вид, в котором он предстает пред нами сегодня.
Кроме существенной внутренней перепланировки сильно изменился и фасад главного подъезда, выходящий на улицу Сент-Оноре, его прорезали многочисленные окна, а ворота теперь предстают в виде триумфальной арки. Все работы были закончены к открытию Всемирной Выставки 1867 года, и Наполеон III принимал в нем русского императора Александра II, турецкого султана Абдул-Азиза и австрийского императора Франца-Иосифа.
Удивительным образом ансамбль совершенно не пострадал в период Парижской коммуны.
В 1873 году дворец окончательно становится официальной резиденцией Президента Французской Республики.
В связи с Всемирной выставкой 1889 года он подвергся очередной перестройке: создан Праздничный Зал. С тех пор и до времен Пятой Республики в здании не проводилось никаких капитальных преобразований, не считая его технического усовершенствования: проведены телефонная линия, электричество, центральное отопление. Генерал де Голль вернулся к классической планировке дворцов XVIII века. Комнаты второго этажа главного здания превратились в рабочие помещения, Позолоченный Зал стал кабинетом Президента.
Последние крупные перемены в личных аппартаментах были проделаны уже при президенте Франсуа Миттеране. Нынешний президент Жак Ширак решил оставить здание в неприкосновенности.
К сожалению это одна из тех немногих парижских достопримечательностей, которые почти недоступны простым смертным. Елисейский Дворец открывает свои двери для широкой публики только раз в году, когда все закрытые, но представляющие историческую ценность памятники архитектуры становятся доступными для любого желающего (обычно это происходит в первой половине сентября).
Популярность: 2% [?]