Краткий очерк истории Ирана

На карте Мира давно исчезла страна под названием Персия. Но стоит сегодня произнести это слово, как в памяти возникают образы длиннобородых царей и чернобровых красавиц с миндалевидными глазами… словом, все, что можно охарактеризовать одной фразой: «Пленительный аромат Востока».

Теперь Персию называют Ираном. На севере он граничит с Азербайджаном и Туркменистаном, на западе — с Ираком и Турцией, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. Здесь более пяти тысячелетий назад зародилась одна из старейших мировых цивилизаций — иранская. Эпоху бронзового века и ранних династий шумерских и вавилонских царей сменил «железный век» Ахеменидов (558-330 гг. до н. э.).

При Дарие I (522-486 гг. до н. э.) Персидская империя простиралась от Греции и Ливии до реки Инд. В 330 году до н. э. государство Ахеменидов пало под ударами фаланг Александра Македонского. После его смерти Иран на некоторое время стал одной из восточных сатрапий государства Селевкидов, а затем был включен в состав Парфянского царства.

В 224 году н. э. Ардашир Папакан стал первым шахиншахом (перс. — царь царей) династии Сасанидов (224-651 гг. н. э.).

В первой половине VII века начинаются арабские набеги на Иран, и он был включен в состав халифата Омейядов. Главным итогом арабского завоевания считается распространение ислама.

Но уже к первой четверти IX века Иран был уже фактически независим от арабов. Однако в 1380 году не успевшая еще прийти в себя страна была разгромлена войсками Тимура (1336-1405), основавшего династию Тимуридов, которые правили Персией почти 100 лет. В конце XV века, после распада державы Тимуридов на историческую арену выходит новая сила. Шейх Сефи эд-Дин установил в Иране новую династию Сефевидов. Двести лет правления этой династии считаются золотым веком в истории искусства Ирана — эпохой возрождения старых традиций сасанидского искусства, национального самосознания и государственности.

Многочисленные завоеватели так и не смогли уничтожить иранский этнос и его древнюю культуру — наоборот, пораженные ее глубиной, они стремились перенять ее лучшие черты и традиции. Сильнейшее влияние иранская культура оказала на искусство Индии эпохи Великих Моголов. Утонченное иранское искусство было не чуждо исконным врагам Ирана — туркам-османам. Султан Селим вел переписку с шахом Исмаилом I на персидском языке, сравнивая себя с Рустамом, а своего оппонента — с Афрасиабом, героями поэмы Фирдоуси «Шахнамэ». Одним из самых видных представителей династии Сефевидов был шах Аббас, вступивший на престол в 1587 году. Мудрый политик и талантливый полководец, он стремился превратить Иран в единое сильное государство. Это стало возможным благодаря усмирению внутренней оппозиции со стороны сепаратистски настроенной племенной знати, пресечению постоянных набегов воинственных узбеков, изгнанию португальцев из зоны Персидского залива, что, в свою очередь, укрепило торговлю. В 1603 году шах Аббас начал военные действия против Османской империи. Иранцы захватили Тебриз, Луристан, часть Курдистана, Азербайджан, восточные провинции Армении и Грузии. Войны с Турцией 1616 и 1623-1624 годов завершились захватом Багдада и всего арабского Ирака со священными шиитскими городами Неджефом и Кербелой. Покровительствуя изящной словесности, искусству и ремеслу, шах Аббас собрал у себя лучших поэтов, художников, архитекторов и умельцев со всей страны. Производство драгоценных тканей, ковров, керамики и оружия вновь переживало расцвет. Сефевидское государство при шахе Аббасе достигло вершины своего могущества. Повелитель Ирана не раз обменивался посольствами с Московией (при царях Иване IV, Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове), Голландией, Францией, Испанией и Англией. Со смертью этого великого правителя в 1629 году процветающая Персия начинает клониться к упадку. В 1714 году под ударами афганцев пала династия Сефевидов и к власти пришел будущий покоритель Индии Надир-шах Афшар, основавший династию Афшаридов.

С 1794 по 1925 год Ираном правила династия Каджаров. Правители этой последней в истории шахского Ирана династии стремились возродить былое величие своей страны. Особенно на этом поприще преуспел Фатх Али-шах Каджар (1797-1834). Основные усилия этого выдающегося правителя были направлены на возвеличивание шахской власти. Он даже присвоил себе древний титул «царь царей» и во всем пытался подражать легендарным правителям Ирана, воспетым в эпосе «Шахнаме». В период правления Фатх Али-шаха Каджара были созданы замечательные произведения масляной живописи и миниатюры. В области металлообработки иранские мастера создавали оружие и бытовые предметы, украшенные тонкой резьбой, золотой насечкой и расписной многоцветной эмалью.