Оман: как живут оманцы

В Оман тянутся многие. На хлеб себе здесь зарабатывают сотни тысяч иностранных рабочих, только индийцев насчитывается до 400 тысяч. Рабсила прибывает и с Филиппин, из Шри Ланки, Пакистана. Из Египта и Иордании едут учителя.

Средняя зарплата иностранцев из «третьего мира» не превышает 1000 долларов. Для коренного оманца — деньги небольшие, а для индийца, например, приличные. Тем более что доходы налогами не облагаются, и все заработанное можно отправить семье на родину. Однако ни один иностранец не имеет права приобретать дом или землю и вести дела без специального разрешения оманских властей. Дамоклов меч высылки заставляет приезжих вести себя смирно.

Около половины постоянных жителей Омана традиционно занимаются сельским хозяйством и рыболовством. Но после того как султан начал форсировать образовательный процесс, охватывая им и девушек, в стране появляется все больше профессионалов во всех сферах. Уже сегодня 90 процентов банковских служащих — коренные жители султаната. Обслуживающий персонал и менеджеры отелей также все чаще набираются из оманцев. Для частных компаний установлена норма: не менее 35 процентов служащих должны быть коренными оманцами. Пусть это будут всего лишь курьеры или уборщики, но квота есть квота. Это называется «оманизацией» экономики.

Свыше 90 процентов жителей Омана — арабы, остальные — выходцы из Индии, Ирана и африканских стран. «Стопроцентными» оманцами считают арабов. Большинство населения султаната составляют ибадиты, приверженцы одной из ветвей хариджитского направления ислама, образовавшегося в Басре в 684 году. Ибадиты — последователи Абдаллаха ибн Ибада. Они отказались от вооруженной борьбы против династии Омейядов. Однако в начале VIII века басрийские ибадиты активно занялись политикой, и большинство их вождей были высланы в Оман.

За ибадитами идут арабы-сунниты, жители Салалы (провинция Дофар, на юге страны). Уровнем ниже стоят потомки негров-рабов с Занзибара. За ними следуют лавати — выходцы из Персии. Они говорят на фарси и болеют за футбольную команду Ирана. Низшая «каста» — балюши; так здесь называют белуджей — выходцев из Пакистана. При прежнем султане они вообще жили в резервациях.

В Омане до сих пор существует клановая система. Кабила — это племя, тейп, во главе которого шейх. Без него не решается ни один важный вопрос. Вступление в брак — только с благословения шейха и только внутри кабилы. Допускается даже женитьба на двоюродных сестрах — лишь бы не брать в кабилу чужих, со стороны.

С середины 90-х годов прошлого века незаконное заключение брака с иностранками карается лишением оманского подданства. Исключение может быть сделано для женихов, достигших 35-летнего возраста. Логика, видимо, такова: если ты такой бедный, что и к этому сроку не смог собрать калым за невесту, то так и быть — можешь брать в жены иностранку-бесприданницу. Жениться на иностранках разрешается и инвалидам: редко кто из своих пойдет за убогого. Однако женщинам, которые уже вышли замуж за оманцев, никто не навязывает традиционный для султаната образ жизни. Так что на светских приемах можно встретить смешанные пары, что следует рассматривать как проявление властями известной толерантности. Опираясь на нее, Оман пытается сохранить равновесие между образом жизни исламского Востока и Запада.