Архитектурная доминанта площади Имама — мечеть Шаха. Её считают самой красивой в мире. Многие скептически относятся к такого рода категоричным определениям, но с этим конкретным сложно не согласиться. Во всяком случае, столь цельный, гармоничный и прекрасно украшенный комплекс мало где можно встретить.
Пройдя высокий портал (в нём 27 метров), попадаешь в угловой коридор, компенсирующий разницу в положении площади Имама Хомейни и самой мечети Шаха, ориентированной, как и подобает, на Мекку. О том, что всё здесь декорировано изящной мозаикой, лишний раз говорить не стоит, потому что оформлено всё, и всё очень по-разному. На каждой из сторон внутреннего двора мечети находятся гигантские порталы (айваны). Самый большой, высотой 33 метра, ведёт в помещение с михрабом (так называют указатель на Каабу). Великолепен и главный купол мечети, вознесённый на пятидесятиметровую высоту. Поистине огромный, он украшен так называемым «павлиньим хвостом».
Вокруг небольшого чёрного квадрата, выложенного на полу под центром купола, постоянно находится народ. Здесь — одно из акустических чудес Исфахана, рождённых сверхточным архитектурным расчётом. Если встать в центре квадрата и что-то громко сказать либо крикнуть, то произнесённое возвращается из-под купола громогласным эхом. А вот люди, находящиеся в нескольких метрах от чёрного квадрата, ничего не услышат. Прежде считалось, что количество звуковых отражений от купола семикратно, однако недавно акустики выяснили, что всего приходит 49 звуковых волн, из которых нормальный человеческий слух воспринимает лишь 12.
Секрет обаяния этого храма — в гармонии. Сегодня эта мечеть демонстрирует весьма удачный симбиоз музея и культового сооружения. Туристические группы, да и просто не мусульмане, желающие её посмотреть, покупают билеты, а верующие в часы намаза проходят в мечеть свободно — для них внутренний двор укрыт большими брезентовыми тентами, защищающими от палящего солнца. Охлаждает воздух и большой пруд с фонтаном, что очень характерно для всех крупных мечетей Ирана.
Построить эту, самую большую в стране на тот момент, мечеть задумал шах Аббас I Великий. И в 1611 году персидские архитекторы принялись за дело.
Стареющий шах понимает, что может не дождаться окончания строительства, поэтому торопит и подгоняет работающих. Это он приказывает использовать не только кропотливую мозаику, но и новейший способ поливного декора для изразцовых плиток, названный «хафт-ранг» — «семь цветов». И всё же Аббасу Великому не довелось увидеть завершённым своё детище. Он ушел на тот свет в 1629 году, а мечеть «сдали в эксплуатацию» лишь в 1641 году. В том, что на площади Имама, рядом с Большим базаром, расположилась мечеть Шаха, многие видят некий символ — противостояние мирского и духовного начал.